Состояние отечественного издательского дела

Прежде всего, мы должны уяснить для себя сам термин «издательское дело». В классическом понимании это создание и распространения изданий, которые выходят не периодически, то есть брошюр и книг, где рассказано, как купить ткань для рулонных штор. Специалисты несколько расширяют это понятие, добавляя к нему три подотрасли: издательскую, полиграфическую и книготорговую деятельности. Но мы не будем упоминать только лишь сухие определения. По сути, издательское дело можно отнести к части нашей культуры. Торговля книгами – это тоже культура. Дельцы в этой области призывают закрепить положения по организации торговли книгами в законодательстве страны.

Однако, к сожалению, на сегодняшний день в России не существует единой концепции в издательском деле, ее только предстоит разработать. Недавно правительство выдвинуло законопроект, в котором предусмотрена регулировка издательского дела на государственном уровне (ведение статистики и библиографии, введения порядка лицензирования издательства, поддержка книгоиздания в целом). Остается надеяться, что его доработают и воплотят в жизнь.

На данный момент в России насчитывается около 10 000 издательств, которые имеют лицензию на свою деятельность. Около половины из них реально действуют. При всем этом стремительно растет количество негосударственных издательств: согласно статистике 6 из 7 крупнейших издательств страны. Что же касается авторских прав, то в законодательстве они предусмотрены только лишь для автора произведения. Издатели считают это упущением, объясняя это тем, что за последнее время сама структура книгоиздания кардинально изменилась: выпускаются не отдельные книги, а целые их серии, и даже заказ штор через интернет стал возможным уже не с помощью книг, а с помощью компьютера.

Данная особенность повлекла за собой вот что: если книгоиздателю раньше было просто достаточно выбрать произведение для печати, то сейчас ему нужно разработать концепцию серии, подобрать авторов, сделать им заказ. По мнению издателей, в таком случае право на владение должно закрепляться за издателями.

Читайте также  Вопросы

Как мы уже отмечали, издательское дело включает в себя три подотрасли, которые тесно между собой связаны: издательство, полиграфия и книготорговля. Несмотря на эту очевидную связь, сплоченно работают только лишь полиграфисты и книгораспространители. А вот с взаимоотношениями между издателями и полиграфистами, мягко говоря, напряженные, и на это есть свои причины.

На данный момент сложилось так, что по качеству работы отечественные полиграфисты значительно уступают зарубежным. Виной этому служит устаревшее оборудование, которое уже давно не отвечает современным стандартам. Именно поэтому наши издатели не спешат нести свои заказы в наши типографии, предпочитая им зарубежные. В общем, тут нечему удивляться: если телевизоры Nakamichi или телевизоры Loewe лучше нашего «Протона», то тем более импортное печатное оборудование лучше отечественного.

Тут получается следующая ситуация. Издатели категорически против введения пошлин и таможенных сборов на книги и считают, что самое время расставаться с зарубежными партнерами настанет тогда, когда российские издатели улучшат качество своей работы. Последние же настаивают на том, что таможня должна облагать все, тем самым деньги поступят в казну, а отечественное книгоиздание будет стимулироваться, как растет спрос изготовление штор на заказ. Последний вопрос является предметом жесточайших споров, и решить его можно только на государственном уровне. Так что дело остается за депутатами.